Курс чудес

Всё, что ты делаешь, ты делаешь себе. (Курс чудес)
 

Advaita Vedanta

Материал взят на сайте Foundation for A Course in Miracles  -
http://www.facimoutreach.org/qa/indextoquestions.htm

Вопрос №85: В восточной Адвайте/недуализме нет места для отношений типа: Причина-Следствие, Отец-Сын, Творец-Творение. Почему же утверждают, что Курс чудес "недуалистический" по своей сути? Не заблуждение ли это?

Ответ: В учении Курса используются дуалистические термины только потому, что Иисус знает, - язык разделения или двойственность - это все, что мы можем понять в настоящий момент.
Иисус предельно ясно объясняет используемый им в Курсе язык, поэтому, чтобы ответить на ваш вопрос, просто дадим Курсу сказать самому за себя, предоставив несколько соответствующих цитат. Весьма показательно следующее место: "Поскольку веришь ты, что разделён, то разделёнными являются тебе и Небеса.
Действительность не такова, но сможешь ты воспользоваться указателем, который дан тебе для приобщения к истине, только если поймешь его.
Отец и Сын и Дух Святой - Едины, так же как братья все твои едины в истине.
Христос с Его Отцом не были никогда разделены, и в понимании твоем, Христос в той твоей части пребывает, что разделяет Волю Его Отца.
А Дух Святой соединяет с Христом другую часть - крошечную, безумно жаждущую быть отдельной, особенной и необычной, - чтоб показать единство тому, что есть в реальности едино.
В мире этом сие не понято, но этому возможно обучить.
... И в этом функция Святого Духа, - учить тебя, как ощутить единство, что делать должен ты, чтоб ощутить его, и где тебе придется это делать.
Время и место здесь упомянуты так, будто они раздельны, поскольку, пока ты думаешь, что часть тебя отдельна, то не имеет смысла концепция Единства, объединенного в Одно.
И совершенно очевидно, что ум, столь разделенный, никогда не сможет Учителем Единства быть, которое объединяет все в Себе.
Поэтому, То, что пребывает в разуме, и все объединяет, Учителем таким должно быть.
Однако Ему придется использовать такой язык [дуальный], который разуму понятен, в том состоянии [разделения], в котором, как полагает разум, он находится" (T.25.I.5; 6:4; 7:1,2,3,4 ; курсив наш)
Существует много других мест, где Иисус объясняет, что метафизическая основа Курса не является дуалистической, несмотря на дуалистический характер используемого языка.
Например, описывая Отца и Сына словами, подразумевающими двух отдельных Существ, он говорит следующее: "Им [Отцом] сотворенное неотделимо от Него, и нет нигде такого места где бы Отец закончился, и начался бы Сын, как нечто от Него отдельное" (W.pI.132.12: 4)
.
А позднее, в Учебнике, он говорит: "Единство - лишь идея, - Бог Есть.
И в Бытии Своем, Он все охватывает вещи.
Все, что содержит разум, есть Он.
Все, что содержит разум, есть Он, и ничто другое.
Мы говорим: "Бог есть" и замолкаем, так как знание это слова лишает смысла.
Нет губ, чтобы произнести их, и нет у разума такой частицы, чтобы была способна почувствовать, что разум сейчас осознает что-либо отличное от самого себя.
Он со своим Источником объединился.
И также, как Сам его Источник, он просто есть.
Мы вообще не можем об этом говорить, писать, и даже думать.
И это происходит с каждым разумом, когда сознанье полное того, что его воля - есть Воля Бога, ему передается и им воспринимается всецело.
И это возвращает разум в бесконечное сейчас, в котором прошлое и будущее уже немыслимы.
Это лежит по ту сторону спасения, и вне всех мыслей: о времени, прощении и лике святом Христа [которые являются дуалистическими концепциями].
По сути Сын Божий исчез в Отце, а Отец в Сыне.
Мир никогда и не существовал вообще.
А Вечность остается неизменной" (W.pI.169.5, 6)
.

Там, где упоминаются Причино-Следственные отношения, - одна из пар дуалистических терминов, названных вами, - Иисус начинает, казалось бы, в дуалистической форме, но затем обнажает истинный недуалистический смысл:

"Отец, Я в Разуме Твоем был сотворен, святая Мысль, что дом свой никогда не покидала.
Я вечно Следствие Твое, и Ты навечно, навсегда моя Причина.
Каким Ты сотворил меня, таким я и остался.
Где поместил меня, там я и обитаю. И все Твои черты проявлены во мне, поскольку Твоя Воля - иметь Сына столь подобным его Причине, что Причина и Следствие Её неразличимы. (W.pII.326.1:1,2,3,4,5;
курсив наш)

И поэтому, хотя во многих местах учение Курса изложено дуалистическим языком, следует понимать, что цель его - вернуть нас от нашей веры в двойственность, назад, к единству, - нашей истинной реальности.

Вопрос № 933: Я знаю, что изучающим не рекомендуют смешивать разные теории, но я надеюсь, что Вы проявите понимание, увидев искренность моего вопроса.
Он таков: Адвайта Веданта в частности, и недуалистический подход вообще, утверждают, что у меня, будто бы, нет выбора: что должно произойти, то и произойдет, в назначенное время, и назначенным образом.
"Цель" такой точки зрения - предельно ясно осознать отсутствие возможности выбора, так как нет того, кто выбирает.
Курс Чудес, похоже, работает в этом же направлении, но его основной практикой является выбор прощения, повторяющийся до тех пор, пока мы не осознаем, что этот выбор был иллюзорен.
Но ведь именно с помощью выбора эта практика работает и доставляет нас к вратам Рая, где, по-видимому, отсутствие возможности выбора является нормой.
Есть ли возможность согласовать эти две точки зрения? Можно ли утверждать, что прощение не в моей власти, и случается тогда, когда случается? Если да, то какие выводы из этого должны сделать изучающие Курс? Возможно мы лишь свидетели пробуждения, а не те кто его осуществляет тем или иным образом?

Ответ: Как упоминалось в ответах на предыдущие вопросы, Курс имеет два смысловых уровня (например, вопросы # 3, # 291, # 612, # 710, # 782i): первый - недуалистический, где только Любовь является истиной и ничто другое не реально, и второй уровень - дуалистический, где восприятие Святого Духа, несмотря на то, что иллюзорно, все же явлется отражением истины, а восприятие эго, основанное на вере в грех, чувстве вины и страхе, является ложным.

Это делает Курс уникальным среди мировых духовных путей, поскольку проистекая с того же высочайшего уровня, что и учения Адвайты, он, тем не менее, учитывает то, что мы ошибочно считаем истинным. Курс чудес использует иллюзорные, но, вместе с тем, совершенно реальные в нашем восприятии символы эго - грех, осуждение, вина - для своей цели. (например, T.14.VII.5; T.24.IV.3).

А это позволяет нам смягчить чувство греха, вины и страха, пока мы еще отождествляемся с дуалистическим мышлением эго - что делает Курс действительно сострадающим учением.
Несмотря на то, что все наши страдания иллюзорны, нам они кажутся вполне реальными.
Таким образом, учение, которое помогает минимизировать нашу боль, пока мы продолжаем верить, что имеем возможность выбора своих жизненных обстоятельств, и в то же время устремляет нас за пределы этих ошибочных верований, может быть значительно полезнее, чем простое убеждение себя, что эти верования нереальны.

Возможная опасность для многих изучающих такую практику, как Адвайта Веданта, которая утверждает, что воспринимаемый мир нереален, в том, что они могут прийти к отрицанию своих переживаний. А это удержит чувствования и верования изучающих от пробуждения и только продлит восприятие дуальности во времени, хотя время и нереально само по себе.
Эту же ошибку совершают многие студенты Курса, не различающие двух его смысловых уровней. (T.26.V.2)

И теперь, наконец, мы должны осознать, что право выбора бессмысленно, если мы выбираем между Всем и ничем. (например, T.5.II.6: 4; T.27.III.7)

И неизбежен результат, и если бы мы стали отрицать реальность выбора любого и просто наблюдать события, которые мы "выбрали" на уровне ином, чтоб их прожить, наступит время, когда время прекратится (T.29.VI)
Но даже просто наблюдение событий - есть выбор, сделанный с нашего текущего уровня сознания.

Принятие роли беспристрастного свидетеля, без осуждения наблюдающего, в действительности есть то, что Курс называет прощением - так как ничего не нужно делать, лишь сделанное отменить - процесс прощения мы не совершаем, он происходит в разуме и вне пределов времени и пространства.

Словами Иисуса, "Прощение. тихо и спокойно не совершает ничего. Реальности не нарушает, не ищет способ изменить ее, как хочет. Лишь наблюдает, ждет, не осуждая" (W.pII.1: 4:1,2,3)
Единственный значимый выбор, пока мы верим в возможность выбора, в том, как наблюдать происходящие события, - с осуждением или без.

Суждение всегда отражает дуалистическую точку зрения, где есть хорошее и плохое, желательный и нежелательный результат.
Простое наблюдение без осуждения отражает недуалистическую реальность.

Таким образом, выбор прощения, который предлагает нам Курс, есть не что иное, как выбор увидеть себя свидетелем (разумом), а не, совершающим действия (телом в мире).
И в этом смысле, несмотря на использование отличающихся терминов, указывающих на якобы разные практики, Курс и Адвайта, на самом деле, говорят одно и то же.

Перевод Евгения Леонтовского

Переведено на сайте
www.notabenoid.com
http://notabenoid.com/book/11695/37497

 

Q #85: In Eastern Advaita/non-dualism there is no room for
relationships like Cause- Effect, Father-Son, Creator-Creation. Why then maintain that A
Course in Miracles
is "non-dualistic" in essence? Isn't that confusing?
 

A: The Course uses dualistic terms in its teaching only because Jesus knows that
the language of separation or duality is all that we can understand right now. Jesus is
very clear about his intentions with language in the Course, so to answer your question we are simply going to let the Course speak for itself by providing a few relevant
references:

The clearest is the following statement:


"Since you believe that you are separate, Heaven presents itself to you as
separate, too. Not that it is in truth, but that the link that has been given you to join
the truth may reach to you through what you understand.
Father and Son and Holy Spirit
are as One, as all your brothers join as one in truth. Christ and His Father never have
been separate, and Christ abides within your understanding, in the part of you that shares
His Father's Will. The Holy Spirit links the other part–the tiny, mad desire to be
separate, different and special–to the Christ, to make the oneness clear to what is
really one. In this world this is not understood, but can be taught.…It is the Holy
Spirit's function to teach you how this oneness is experienced, what you must do that it
can be experienced, and where you should go to do it.


All this takes note of time and place as if they were discrete, for while you think
that part of you is separate, the concept of a Oneness joined as One is meaningless. It is
apparent that a mind so split could never be the Teacher of a Oneness which unites all
things within Itself. And so What is within this mind, and does unite all things together,
must be its Teacher. Yet must It use the language [dualistic] that this mind can
understand, in the condition
[separation] in which it thinks it is"
(T.25.I.5; 6:4; 7:1,2,3,4;
italics added).

There are many other places where Jesus makes it clear that the Course’s
metaphysical foundation is non-dualistic, despite the dualistic nature of the language
employed. For example, in speaking of the Father and the Son, words which suggest two
separate Beings, he says, "What He [the Father] creates is not apart from
Him, and nowhere does the Father end, the Son begin as something separate from Him"
(W.pI.132.12:4).

And later in the Workbook he says, "Oneness is simply the idea God is. And in
His Being, He encompasses all things. No mind holds anything but Him. We say ‘God
is,’ and then we cease to speak, for in that knowledge words are meaningless. There
are no lips to speak them, and no part of mind sufficiently distinct to feel that it is
now aware of something not itself. It has united with its Source. And like its Source
Itself, it merely is.


We cannot speak nor write nor even think of this at all. It comes to every mind when
total recognition that its will is God's has been completely given and received
completely. It returns the mind into the endless present, where the past and future cannot
be conceived. It lies beyond salvation; past all thought of time, forgiveness and the holy
face of Christ
[which are all dualistic concepts]. The Son of God has merely
disappeared into his Father, as his Father has in him. The world has never been at all.
Eternity remains a constant state" (W.pI.169.5, 6).


And in the context of Cause-Effect relationships, one of the dualistic sets of terms
you mention, Jesus begins in seemingly dualistic terms, but then makes its true
non-dualistic nature apparent:


"Father, I was created in Your Mind, a holy Thought that never left its home. I am
forever Your Effect, and You forever and forever are my Cause. As You created me I have
remained. Where You established me I still abide. And all Your attributes abide in me,
because it is Your Will to have a Son so like his Cause that Cause and Its Effect are
indistinguishable
(W.pII.326.1:1,2,3,4,5
; italics added).

And so while much of the Course’s teachings are presented in dualistic language,
it must be understood that their purpose is to lead us past our belief in duality back to
the oneness that is our only reality.

Q #933: I know that students
are discouraged from mixing approaches, so I hope you will bear with me
and see the sincerity of my question. It is this: Advaita Vedanta, also
a nondualistic view, seems to insist that I have no choices; what will
happen will happen at its appointed time, and in its appointed way. The
"goal" of this view is the ultimate realization of choicelessness:
seeing that there is no one to exercise choice. A Course in Miracles also
seems to work towards this point, but it has as its chief practice the
repeated exercising of the choice for forgiveness until we realize this
choice was illusory, but by then it has done its job and delivered us
to the gates of heaven, where, presumably, choicelessness is the rule.
Is there a way these two views can be reconciled? Might it suggest that
forgiveness is not within my power, and will happen when it happens? If
so, then what are the implications for the Course student? Are we
possibly merely witnesses to awakening, rather than doers of any kind?

A: The Course is written on two
levels, as has been discussed elsewhere in these questions (e.g.,
Questions #3, #291, #612, #710, #782i): the level of nondualistic
truth, where only Love is true and nothing else is real, and a second
dualistic level, where the perception of the Holy Spirit, while
illusory, is true (a reflection of truth), and the perception of the
ego, based on belief in sin, guilt and fear, is false. This makes the
Course unique among the world's spiritual paths for, while coming from
the highest level, like the Advaita teachings, it nevertheless
acknowledges what we mistakenly believe to be true and provides a
framework for using the ego's symbols of sin and attack and guilt --
illusory but nevertheless very real in our experience -- for a
different purpose ( e.g., T.14.VII.5 ; T.24.IV.3) .
This allows us to lessen our experience of sin, guilt and fear while we
still remain identified with the dualistic thought system of the ego --
making the Course a very compassionate teaching indeed. For while all
of our suffering is illusory, the fact is to us it still seems very
real. And so a teaching that can help us to minimize the pain while we
continue to believe that we have some choice over our experience -- at
the same time pointing us to something beyond these false beliefs --
can be much more helpful than simply insisting to ourselves that it is
not real.

A possible danger for many students of a
practice such as the Advaita Vedanta -- and this is an error made by
many students of the Course as well, who fail to make the distinction
between the two levels of the Course -- is that it can lead to denial
of what we are experiencing because it is not real, pushing our
conscious feelings and beliefs out of awareness and simply prolonging
in time -- unreal as time ultimately may be -- our experience of
duality (T.26.V.2) . Now in the end, we will recognize that the power of choice must be meaningless ( e.g., T.5.II.6:4 ; T.27.III.7) ,
if the options are Everything and nothing. And the outcome is
inevitable, so that if we were to deny the reality of any choice and
simply witness all the events we have “chosen” on another level to
experience, the time will come when time will cease (T.29.VI) .

But even simply witnessing events
represents a choice from our current level of experience. And accepting
the role of the unbiased witness who observes without judging is in
fact what the Course means by forgiveness -- for there is nothing to be
done, only undone -- we are not doers in the forgiveness process, which
happens in the mind outside of time and space. In Jesus' words, “Forgiveness...is
still, and quietly does nothing. It offends no aspect of reality, nor
seeks to twist it to appearances it likes. It merely looks, and waits,
and judges not” (W.pII.1:4:1,2,3)
.
The only meaningful choice
while we believe choice is possible is how to view the events we are
witnessing -- either with or without judgment. Judgment always reflects
a dualistic perspective, where there is both a good and a bad outcome,
or a desirable and an undesirable one. Simply observing without
judgment reflects nondualistic reality. And so the choice to forgive
that the Course is holding out to us is none other than the choice to
see ourselves as the witness -- the mind -- rather than as the doer --
the body in the world. In that sense, despite using different words
which seem to point to different practices, the Course and Advaita are
really saying the same thing.