Курс чудес

Всё, что ты делаешь, ты делаешь себе. (Курс чудес)
 

Вопрос №37: Выбор и судьба

Этот вопрос является отредактированной комбинацией двух
разных вопросов, которые были получены на тему выбора и предопределенности или
судьбы в Курсе чудес.


Вопрос:
Как я понимаю, в этом сне разделения моим единственным выбором является
выбор о том, какого учителя я выбираю в каждой ситуации, в которой я нахожусь:
эго или Святого Духа. На счет самого сна, нам сказано, что сценарий уже
написан. Но меня интересует, могу ли я, как сновидец во сне, изменить сон, в
смысле определенных событий, которые разворачиваются? Или могу ли я изменить
сон только с точки зрения моего видения ситуации? Другими словами, является ли
все, что я переживаю предопределенным, говоря о ситуациях, отношениях, и т.д.?
Это бы означало, что я прохожу через старый сон о разделении, как бы смотря
фильм, что мой брак не мог продлиться дольше, чем он продлился, у меня никогда
не могло бы быть больше детей, чем есть сейчас, и отношения, в которых я
нахожусь сейчас уже полностью определены в смысле времени, и т.д. Так как мне
дана возможность "сберечь время", выбирая Святого Духа как моего
учителя, это означает, что мне было бы позволено пропустить определенные части
истории. Это так?

Но также кажется, что Курс не поощряет то, что мы меняем одни несвятые
отношения на еще одни несвятые отношения с кем-то другим. В нашем поиске
счастья, мы никогда не найдем его вне нас самих. Вместо этого Курс побуждает
нас сделать отношения, в которых мы находимся святыми. Это кажется указывает на
то, что у нас все же есть выбор с точки зрения истории, людей, которых мы
встречаем, и т.д. Тогда могут существовать две возможные версии моей жизни.
Одна может включать два или более коротких брака с разными супругами, тогда так
в другой я могу оставаться в одном и том же браке много лет. Но Иисус говорит,
что ничего не оставлено на волю совпадений, и что каждая встреча спланирована.
Или тогда форма просто ничего не значит, и я просто вижу тени, проецируя мои
собственные картинки на них? Но тогда почему сценарий моей жизни, если он уже
определен, как кажется, имеет такое значительное влияние на жизнь других людей?

Иисус также говорит, что то, что мы видим, является суждением, которое мы
сначала приминяем к себе, и нет никакого мира вне нас самих. Означает ли это,
что, например, если идет война между Соединенными Штатами и Ираком, я мог бы
сделать что-нибудь, чтобы ее остановить? Или мог бы ли я сделать что-нибудь,
чтобы избежать войны, или я выбираю только то, с каким учителем я вижу эти
события. И видел ли бы я только невинность с обоих сторон, если бы я выбрал
Святого Духа?




Ответ:
Чтобы полность рассмотреть все вопросы и темы, которые вы затронули,
нужно было бы написать книгу (и существует книга, "Обширная иллюзия: время
в соответствии с Курсом Чудес", написанная Кеннетом Уопником, которую вы
можете найти полезной, чтобы усвоить некоторые моменты, которые мы кратко здесь
рассмотрим).

Курс действительно говорит, что наш единственный реальный выбор - это выбор
между эго и Святым Духом, ставя ударение на слове "реальный". Но в
пределах сна существует почти бесконечное количество - хотя и не бесконечное, а
только почти бесконечное, потому что эго не может сделать ничего, что является
бескочнечным или вечным (T.4.I.11:7) - альтернатив, из которых мы можем
выбирать на уровне формы. Но содержание, которое лежит в их основе, одно и то
же - грех, вина и страх, - и поэтому Курс подчеркивает, что нет реального
выбора между альтернативами, которые на самом деле одинаковы. Выбор, который
имеет смысл, может быть сделан только на уровне содержания, и поэтому
единственный реальный выбор - это выбор между виной и страхом эго и прощением и
любовью Святого Духа. Поэтому да, есть много разных форм или
последовательностей событий, которые могут иметь место в нашей жизни в
результате наших кажущихся выборов, но до тех пор пока мы выбираем с эго, веря
в то, что счастье может быть найдено вне нас самих, ничего на самом деле не
изменится, хотя обстоятельства и отношения могут измениться значительно.

Кстати Курс на самом деле не поощряет нас оставаться
физически в отношениях, чтобы сделать их святыми - он никогда не дает нам
советы на уровне конкретики или формы. Когда он предостерегает нас об
"избавлении от брата" (T.17.V.7:2), он говорит о том, как мы
воспринимаем нашего брата в нашем разуме, включая в частности все особые
фантазии, которые мы с ним связываем, которые больше не осуществляются.

Курс также говорит, как вы отметили, что сценарий уже написан (Уч.часть
I.158.4:3), и что все, что происходит во времени, уже случилось, так что наша
жизнь - это не более чем видение "путешествия оттуда, где оно закончилось,
смотря назад на него, воображая, что мы проходим его опять; пересматривая
ментально то, что уже прошло" (4:5) В то время как Иисус говорит, что
ничего не происходит случайно, он ясно приписывает ответственность за выбор
всех переживаний в наших жизнях нашему собственному разуму (T-21.II.3:1,2,3).
Но это не значит, что все в наших жизнях предопределено, что последовательность
событий установлена. Мы всегда выбираем из массива, состоящего из многих
возможных событий, которые уже случились, но уникальная последовательность и
огромное количество прошлых событий, из которых мы выбираем вместе с
подавлением памяти обо всех них и нашем убеждении, что время реально и линейно,
добавляют к ощущению, что это все ново. И все это является частью защитного
мезанизма эго, чтобы ввести нас в заблуждение и заставить нас поверить, что
что-то новое и имеющее значение происходит в наших жизнях, усиливая
безрассудную надежду, что каким-то образом в этот раз наш выбор эго в мире
формы будет иметь лучший результат, чем в прошлый раз.

Чтобы понять кажущееся влияние наших жизней друг на друга, нам надо отступить
назад и посмотреть из-за пределов сна этого мира, и возвратить наше внимание к
разуму, где все выборы на самом деле делаются. Почти бесконечное количество
возможных событий во времени были написаны в одно мгновение единым
(коллективным) разумом, соединенным с эго, до того, как фрагментированная проекция
в мир отдельных личностей и жизней, как кажется, произошла. Как объясняет
Иисус, "Время продлилось лишь мгновение в твоем разуме, никоим образом не
повлияв на вечность. Поэтому всякое время уже прошло... Тот краткий миг, в
котором произошла первоначальная ошибка и все последующие с этой одной, нес в
себе и Исправление ее, а вместе с нею - всех остальных." (T.26.3:3,4,5)

Мой индивидуальный сон является отдельным, и не может быть разделен ни с кем
другим. Но так как все наши разумы едины, любое решение взаимодействовать с
вами как тело, которое я принимаю, или решение взаимодействовать со мной как
тело, которое принимаете вы, всегда должно отражать соглашение, которое мы
приняли вместе на уровне разума, за пределами времени и пространства, чтобы вновь
проиграть определенные события в пространстве и времени, которые уже случились.
И это совместное соглашение должно оставаться похороненным в глубинах нашего
подсознания для того, чтобы эффективно поддерживать цели эго о разделении и
принесении в жертву.

Иисус говорит об этом совместном решении, более конкретно в
контексте нашего соглашения причинять боль друг другу, как о тайном обете,
"тобою заключенный с каждым братом, согласным идти отдельно от тебя. ...В
сознании не регистрируется и остается неуслышанным каждый обет болезни. ...есть
обещание другому от него страдать и нападать в ответ...дабы оно [тело]
почувствовало боль. Болезнь есть явное следствие того, что создавалось втайне,
в согласии с затаенным желанием другого пребыть с тобою врозь, равно как и ты -
с ним. Покамест вы не согласитесь, что подобное желание обоюдно, оно не
возымеет действия" (T.28.VI.4:3,6,7;
5:1,2,3). Это скрытое совместное соглашение о кажущемся влиянии друг на друга
должно иметь место, так как иначе мы бы были жертвами решений друг друга. В то
время как это совсместное соглашение о форме является истиной на метафизическом
уровне, на практическом уровне гораздо более полезно сконцентрировать внимание
на том факте, что в мире я, как физическая личность, с которой я
отождествляюсь, не могу контролировать, что делают другие, но тем не менее я
всегда имею выбор, как воспринимать то, что происходит в моей жизни. Я могу
решить, какого учителя я приглашаю внутрь, и буду ли я видеть покой разума,
зависящим только от моего собственного решения - как учит святой Дух - или я
выберу видеть других, как имеющих власть забрать мой покой разума, - принимая
урок эго о том, что я могу быть жертвой и, следовательно, не являюсь
отвественным за то, как я себя чувствую.

На счет того, видит ли исцеленный разум войну, и имеет ли он выбор в этой
ситуации, очевидно, что Иисус признает конфликты эго - он много времени в Курсе
тратит на то, чтобы указать нам на болезненную динамику эго, - но это не
значит, что его разум не исцелен. Важно то, что он не судит нас, обнаруживая
махинации эго. Он видит все либо как распространение любви, либо как просьба о
ней (T.12.I.3:1,2,3,4). Когда соединимся с Иисусом в наших разумах, мы будем
видеть любой конфликт в мире, на индивидуальном или международном уровне, в том
же свете. Мы не будем отрицать то, что мы видим глазами, но наша интепретация
будет отличаться от интерпретации мира. В контексте болезни, Курс отмечает, что
"телесные глаза будут продолжать видеть различия. Но разум, который
позволил себе исцелиться больше не будет их признавать. Будут те, кто будут
казаться более "больными", чем другие, и телесные глаза будут
cообщать об изменениях в их внешнем виде, как раньше. Но исцеленный разум
поместит всех их в одну категорию; они не реальны" (M-8.6:1-4). И это
исцеленное восприятие может возникнуть только после того, как наш разум
отпустил свою веру в ценность конфликта и войны, как средств проецирования
чувства вины из-за разделения за пределы нашего собственного разума. Возможно
мы согласились участвовать в коллективном сне, где внешняя война проигрывается,
чтобы усилить восприятие мира эго, как мир жертв и насильников - но мы можем в
любую минуту попросить о помощи, сначала поняв, какую цель преследует эго через
войну, и потом решив, что мы больше не хотим поддерживать безумство в нашем
собственном разуме. И прежде чем мы увидим невинность с обоих сторон конфликта,
мы сначала увидим безумство с обоих сторон, и поймем, что это тоже самое
безумство, которое мы разделяем со всеми, когда мы отождествляемся с эго. 

Перевод Тани Молодцовой