Курс чудес

Всё, что ты делаешь, ты делаешь себе. (Курс чудес)
 

Вопрос №1162: Является ли юмор частью иллюзии?

Вопрос: Каково значение юмора? Связан ли он каким-либо
образом с радостью, или он всего лишь часть иллюзии?



Ответ:
Смех — всего лишь часть иллюзии, и, как часть иллюзии, он может быть
сложной темой для обсуждения, которая рассматривалась и изучалась годами, чтобы
определить, что делает что-либо смешным или комичным. Фрейд в одном из своих
ранних анализов природы юмора выдвинул теорию о том, что он всегда включает в
себя уменьшение напряжения или освобождение от него. С точки зрения Курса
чудес, вина - единственный источник напряжения, и поэтому то, что освобождает
от вины или уменьшает ее, может восприниматься как смешное или забавное. Но в
конечном счете, как и со всеми вещами мира, значение юмора зависит от того,
служит ли он правильному мышлению или нет.

На службе у эго юмор - это инструмент для атаки, что можно легко наблюдать в
злонамеренных попытках вызвать смех, унижая других, когда мишенью шутки
становится человек или группа, как например, этнические, расистские,
политические шутки и юмор, обыгрывающий «битву полов». Юмор эго может быть
жестоким и злым, он всегда возникает за счет кого-то, кто рассматривается как
находящийся за пределами человека или группы, с которой он себя идентифицирует.
Таким образом, он всегда усиливает восприятие разделения и отличий.
Неосознанная мотивация использования юмора эго всегда в том, чтобы видеть вину
вне себя самого. Расширяя тезис Фрейда, уменьшение напряжения в юморе эго будет
всего лишь уменьшением испытуемой вины, которая проецируется на другого. И
облегчение от такой забавы будет лишь временным, поскольку лежащая в основе
вина на самом деле не была затронута, и освобождение от нее не произошло.

Использование смеха правильным мышлением, напротив, либо сводит различия к
минимуму, либо проливает на них свет, и хотя его формы могут подчас являться
схожими с теми, которые использует эго, его содержание мягкое, а его предназначение
состоит в том, чтобы помочь нам не относиться к себе настолько серьезно. Вместо
того чтобы саркастически смеяться над другими, мы учимся улыбаться над собой.
Возвращаясь снова к фрейдовской гипотезе уменьшения/освобождения от напряжения,
можно сказать, что юмор правильного мышления влечет за собой действительное
освобождение от вины, так как мы оставляем свое вовлечение в разделение в тот
момент растворения искусственных барьеров и разделений эго. Смех, который может
сопровождать такой юмор, — светлый и радостный.

На протяжении Курса Иисус демонстрирует обоснованность
такого смеха, присущего правильному мышлению. К примеру, в «Герое сна»
(T.27.VIII), где он описывает нашу так называемую жизнь в теле, указывая на
наши глупые убеждения, которые мы принимаем всерьез. Например, есть очень мало
тем, которые более серьезны и вызывают большее чувство вины для большинства из
нас, чем тема денег. Однако Иисус говорит о деньгах просто как о «маленьких
металлических дисках или же бумажных полосках, которые в миру считаются реальными
и ценными». (T.27.VIII.2:2). И он рассматривает систему мышления эго и ее
последствия просто как «безумную, ничтожную идею, над коей посмеяться
запамятовал Божий Сын» и как «шутку» (T.27.VIII.6:2,5). Его слова предназначены
не для атаки наших убеждений, а лишь для того, чтобы предложить более
беззаботную точку зрения, которая позволит нам приблизиться к признанию своей
вины, а затем и к тому, чтобы посмотреть за ее пределы, тем самым освобождаясь
от нее, вместо того, чтобы пытаться поместить ее вне нас самих (как того желает
эго), где ее реальность никогда не ставится под сомнение.

Юмор и смех не имеют цели на Небесах, поскольку их здравомыслящая функция
состоит в коррекции, то есть они служат тому, чтобы облегчить и в конце концов
избавить нас от бремени вины, которую мы по глупости сделали реальной и
взвалили на себя, пока мы продолжаем слишком бояться радости, не имеющей
противоположности, которая является нашим настоящим наследием. Как объясняет
Иисус: «Вот как работает спасение. Когда ты отступаешь, твой свет устремляется
вперед, объемлет мир. Тот свет не возвещает конца греху в тяжелых муках
наказания и смерти. В беспечном смехе исчезает грех, поскольку выявляется его
абсурдность. Грех — глупая идея, нелепый сон, не жуткий, а скорее смехотворный,
и кто же, приближаясь к Богу, пожертвует пусть даже мигом ради подобного
бессмысленного вздора?» (У-ч.I.156.6). И поэтому: «Мир завершится в радости,
поскольку он — юдоль печали. С приходом радости, уходит цель мирского бытия.
Мир кончится в покое, ибо он — поприще войны. Когда пришел покой, какая цель у
мира? Мир кончится с веселым смехом, поскольку он — источник слез. Когда
повсюду смех, кто в состоянии рыдать? Но только полное прощение приносит всё
это, благословляя мир. В благословении мир уходит, ибо он не закончится так же,
как начинался.» (Р.14.5:1,2,3,4,5,6,7,8,).

Перевод Николая Гайдука (редакция Тани Молодцовой)