Курс чудес

Всё, что ты делаешь, ты делаешь себе. (Курс чудес)
 

Вопрос №836: Можно ли истолковать Курс как бегство от действительности?

Вопрос: Хотя я изучаю Курс уже очень давно, я хочу спросить
следующий вопрос с "нормальной" или "мирской" точки зрения,
считая полезным выйти за пределы Курса и его внутренних предпосылок. Иногда
предполагается, что идея Курса о том, что мир, в котором мы живем, на самом
деле нереален, особенно нравится тем людям, которые несчастливы в своих
отношениях с миром. Говоря радикально, дабы пояснить, что имеется в виду, можно
увидеть некоторое сходство с суицидальным мышлением, в смысле желания убежать
от мира.

И наоборот, может быть так, что люди, которые имеют более здоровые
психологические отношения с миром, будут в меньшей степени притягиваться к
Курсу чудес, так как его предложения о бегстве от мира их мало интересуют.
Таким образом, Курс может быть увиден как неполезное, и даже вредное,
подтверждение мыслей о бегстве от реальности несчастливых людей. Как бы вы
ответили на такую критику "извне"?




Ответ:
Пытаясь выйти за пределы того, что Вы называете внутренними
предпосылками Курса, вы можете запутаться в ложных предположениях, которые
могут быть обманчивыми и далеко не такими уж полезными! Наверное, самым
противоречивым предположением является то, что целью Курса является
предоставление возможности убежать от мира, что, следовательно, делает его
особенно привлекательным для тех, кто достаточно несчастен и, в крайнем случае,
подумывает о самоубийстве. Это - неверная интерпретация намерения Курса,
которая, в свою очередь, усиливает один из защитных механизмов, ревностно
оберегаемых эго, - что внешний мир является проблемой. Однако иногда при
поверхностном чтении может показаться, что слова Курса, это подразумевают.
Например, урок 23 Учебника говорит: "Я могу избавиться от мира, который я
вижу, отказавшись от агрессивных мыслей." Цель Курса не состоит в том, чтобы
помочь нам убежать от мира, так как мир не является проблемой, как достаточно
ясно разъясняет текст этого урока (W.pI.23.2; 4:2,3). И поэтому те, кого
привлекает Курс, и кто думает и надеется, что он предоставит им способ убежать
от мира и всех его проблем, будут глубоко разочарованы. Курс также разъясняет,
что смерть, независимо от того, какую форму она принимает, включая самоубийство,
не дает покоя и не является выходом (например, T.3.VII.6:11; T.27.VII.10:2;
Рук.20.5).

Да, Курс действительно учит нас, что мир нереален (например, Уч.чII.3:1). Но
если мир нереален, зачем нам от него убегать? Убеждение о том, что побег
необходим только усиливает веру в то, что мир реален и является проблемой, что
он является чем-то, откуда надо убегать. Возможно, более точно можно сказать,
что Курс учит нас, как убежать из системы мышления эго, которая является
источником мира. Но даже это не совсем верно. Вместо этого Курса учит нас, как
убежать от нашей веры в систему мышления эго и желания ее поддерживать, так как
сама эта система мышления не более реальна, и является не большей проблемой,
чем ее тень - мир.

Курс рассматривает ключевой вопрос: если мир нереален и не
может сделать нас своей жертвой, почему мы верим в то, что он реален, и может
причинить нам боль или сделать нас несчастными? Принятие ответа Курса на этот
вопрос требует честной самооценки, которой большинство из нас пока не хочет
заниматься, а те, кто просто хотят убежать от боли и страдания мира - и
подавно. Вера в то, что мир реален, служит вполне определенной и продуманной
цели в системе мышления эго. Она является дымовой завесой, которая удерживает
наше внимание извне, на кажущихся внешних объектах мира, чтобы мы никогда не
посмотрели на мысли о разделении, грехе, и чувстве вины в нашем собственном
уме, которые являются настоящей причиной боли и страдания (см. например,
Уч.чII.3:2,3). Таким образом, нам удобно верить, что грех и вина существуют вне
нас самих в мире - в других, а не в нас самих, тем самым не давая нам рассмотреть
наши собственные мысли и защищая наше хрупкое эго и все его (наши!) излюбленные
убеждения.

И поэтому Курс не просит наc отрицать следствия системы мышления эго - тело и
мир, так как мы все еще находим безопасность, комфорт и нашу личную идентификацию
в этих убеждениях. Вместо этого Курс учит нас, как использовать тело и мир с
другой целью - с целью Святого Духа, а не эго (см. например, Уч.чII.3:4). Мы
объединились с эго в создании этого мира, чтобы доказать себе, что разделение
реально, вместе со всеми его последствиями, такими как нападение, грех и
чувство вины, чтобы мир, а не наш выбор разделения, казался бы причиной всех
наших несчастий. И поэтому Святой Дух учит нас, как использовать тело и мир,
чтобы обнаружить эти мысли в глубинах нашего разума, и в конце концов научиться
тому, как продемонстрировать, что эго и мир не могут иметь никакого влияния на
нас, если мы сами этого не хотим. Другими словами, мир и тело трансформируются
из тюремной камеры в классную комнату, где мы постигаем мягкие уроки прощения
Святого Духа.

Вместо того, чтобы советовать нам не обращать внимания на мир, потому что он
нереален, Курс учит нас посмотреть на мир и на наши реакции на него очень
внимательно, чтобы увидеть глубинное содержимое нашего разделенного ума. И конечно,
когда мы сможем посмотреть на нашу веру в грех и вину и заглянуть за ее
пределы, мы найдем покой и память о Любви Божьей, которая отражается в нашем
здравом уме. Но мы не может достичь счастья и радости без того, чтобы сперва
позволить содержимому разделенного ума раствориться. А это означает посмотреть
на наши несчастливые мысли, что мы и делаем, честно посмотрев на свои проекции
на экран мира и на все наши болезненные и сложные отношения. Это - не слепое
отрицание или убегание от чего-то. И на самом деле у многих людей присутствует
огромное сопротивление этому процессу рассмотрения, не потому что там
действительно есть что-то ужасное, а потому что мы в это верим.

И правда, Курс привлекателен для многих людей, которые не особенно счастливы в
отношениях с миром. Большинство людей не ищут другого пути, если они
удовлетворены той дорогой, по которой они идут. Однако большинство из тех, кого
привлек Курс, по крайней мере поначалу ищут духовный путь, который сделал бы их
жизнь и отношения в мире лучше, и возможно, сделал бы сам мир лучше. Другими
словами, большинство учеников Курса не хотят убежать от мира, а хотят сделать
так, чтобы мир лучше удовлетворял их особые потребности. И конечно, по мере
того, как ученики продвигаются в понимании принципов Курса, они испытывают
трудности из-за возрастающего понимания того, что Курс не предлагает помощи
такого рода. Вместо этого он пытается помочь нам понять, как мы на самом деле
несчастливы, чтобы мы пожелали сделать выбор не против мира, а против системы
мышления эго. Так как проблема в нашей вере в систему мышления эго и желании ее
поддерживать, задача Святого Духа состоит в том, чтобы помочь нам ясно увидеть
проявления эго, и какую цену мы за них платим, чтобы мы с радостью позволили
уменьшится нашей вере в него и желанию его поддерживать (T.14.II.1:1,2,3,4,5).

По поводу того, меньше ли Курс привлекает тех, кто
"имеет более здоровые психологические отношения с миром", это может
быть так и не так. Однако можно сказать с уверенностью, что целью Курса не
является помочь нам развить более здоровые психологические отношения с миром.
Да, по мере нашего взросления как людей одной из задач развития является
обучение тому, как адаптироваться к миру и всем его требованиям, чтобы мы могли
успешно удовлетворить все наши потребности наилучшим образом на разных уровнях,
от физического уровня до социального, эмоционального и психологического. И те,
кто считаются хорошо адаптированными и здоровыми часто являются теми, кто
освоил различные навыки, чтобы идти по миру, смотря на положительное и
отрицательное с определенной степенью хладнокровия. 

Однако Курс дает другое определение здоровья: "В здоровье видится
естественное состояние всего, когда интерпретация предоставляется Святому Духу,
ни в чем не видящему атаки. 3доровье есть результат отказа от безлюбовного
обращения с телом. 3доровье — начало правильного взгляда на жизнь под эгидой
одного Учителя, знающего, что такое жизнь, будучи Голосом Самой Жизни."
(T.8.VIII.9:8,9,10) И далее: "Твое здоровье есть результат желания не
видеть крови на его руках, а в сердце его — вины, отягощенной доказательством
его греха." (T.27.II.7:7) Очень немногие психотерапевты или
психологические книги о том, как помочь самому себе, предлагают такое
направление и точку зрения! Здоровье с точки зрения Курса - - это действительно
отражение полноты или единства, которое является нашей истинной реальностью на
Небесах. В разделенном разуме здоровье представляется результатом прощения, где
мы не видим важности различий, и где чувство вины и грех нереальны, потому что
мы позволили Святому Духу исцелить наше восприятие.

Психологически здоровые люди возможно достигли компромисса с миром, который
позволяется им функционировать с какой-то степенью удовлетворенности, а также
принятия своих личных ограничений и ограничений мира. Однако глубже под всем
этим должно присутствовать тихое разочарование, так как жизнь в мире, как
карточный домик, всегда находится на гране распада. С другой стороны, многие из
тех, кто успешно достигли такой сделки с миром, и кого можно воспринимать, как
имеющих здоровые психологические отношения с миром, могут прийти к искреннему
осознанию того, что они все еще не счастливы, не счастливы по-настоящему, и
таким образом откроются для другого пути (например, T.31.IV). Они могут в конце
концов прийти к осознанию, что то, что их привлекает в мире и во всех его
особых отношениях, причиняет им боль, а не радость.

Любопытно, что недавние результаты психологических исследований показывают, что
те, кто имеют менее точное восприятие себя с меньшей вероятностью страдают от
депрессии. Или перефразируя, те, кто имеют более точное самовосприятие с
большей вероятностью страдают по крайней мере от слабой депрессии. Таким
образом, отрицание, как кажется, является ценой ощущения счастья в мире, и
может служить эффективным защитным механизмом лишь временно. И это, конечно,
относится к счастью, которое зависит от наших отношений со временным миром. В
конце концов, мы должны осознать, что мир не может сделать нас счастливыми, но
не потому что мир является проблемой, а лишь потому что это осознание усилит
наше желание найти и попросить другой способ думать о мире.

Таким образом, Иисус и его Курс ведут нас к исцелению в
разуме, которое позволит нам быть в мире, полностью присутствовать в тех
событиях, которые происходят с нами и вокруг нас, не принимая это всерьез и не
вовлекаясь в реакционную и осуждающую манеру эго. Ясно, что это никак
невозможно истолковать как убегание от мира. Это принятие другой точки зрения
на мир - точки зрения Святого Духа, а не эго. Путь аскета, монаха или
отшельника, избегающего мира, - это путь, который привлекал бы того, кто хочет
убежать от мира. Курс ведет нас к тому, чтобы в конце концов выйти из системы
мышления мира, но только в результате нашего полного участия в мире для того,
чтобы мы могли понять его бессмысленность (Уч.чI.155).

Если нашей мотивацией для изучения Курса будет оставаться желание убежать от
мира, мы будем саботировать процесс, так и не позволяя миру служить той цели,
которую дает ему Святой Дух вместо цели эго. Так как эго хочет, чтобы мы видели
себя как жертв во власти мира, а Святой Дух хочет, чтобы мы признали внегласную
цель мира эго - служить инструментом для удовлетворения нашего тайного желания
видеть себя как жертв несправедливого обращения с собой. И мир хорошо служит
этой цели до тех пор, пока мы видим себя отдельными от мира, а мир -
существующим вне нас самих.

Мы не оставим систему мышления, которая создала этот мир, до тех пор, пока мы
сперва не посмотрим честно на мир и на наши реакции на него, и затем не
используем эти реакции как возможность выявить мысли об уродливости, вине и
грехе, которые мы пригрели в своем уме. Перефразируя это, так как мир не
является проблемой, от которой нам нужно бежать, на самом деле нет ничего, от
чего нужно бежать. Вместо этого нам нужно честно посмотреть на наши собственные
мысли, которые отражаются во внешнем мире, как в зеркале, пока мы не придем к
пониманию, что они на самом деле не имеют никакой силы, и их можно отпустить,
не потому что они убогие, жалкие и несчастные, а потому что они на самом деле
являются ничем.

Перевод Тани Молодцовой